Версiя для друку

Уже через месяц ВККС приступит к первичному квалификационному оцениванию судей

Одним из главных и ожидаемых событий 2015 г. стало согласование Советом судей Украины Положения о порядке квалификационного оценивания судьи.

Необходимость прохождения всеми без исключения служителями Фемиды квалификационного оценивания установил принятый еще в феврале Закон Украины №192-VIII «Об обеспечении права на справедливый суд». Законодатели объясняли это существующими запросами общества на обновление всей судебной ветви власти, к которой граждане Украины, по их мнению, утратили доверие.

Регламентировал Закон и сроки проведения оценивания: для судей Верховного Суда и высших специализированых судов оно должно было проводиться в течение 6 месяцев со дня вступления его в силу, для судей апелляционных судов – в течение двух лет, а для судей местных судов – в сроки, которые установит Высшая квалификационная комиссия Украины. Именно на этот орган парламентарии возложили обязанность обеспечивать проведение оценивания с целью принятия решений относительно возможности отправления каждым конкретным служителем Фемиды правосудия на занимаемой им должности в определенном суде. Что касается судей, которые еще не были назначены бессрочно и только подали заявления об избрании Верховной Радой, то они должны были проходить оценивание в первую очередь на основании графика, составленного ВККС.

Цель оценивания судей была ясна, однако для достижения одного и того же результата можно использовать разные средства. И уже на этапе разработки методологической базы и утверждения процедуры оценивания в судебной ветви власти возникло два альтернативных подхода к его проведению. Высшая квалификационная комиссия судей предлагала сначала проводить экзамен, затем изучать судейское досье и завершать процесс оценивания собеседованием со служителем Фемиды. В свою очередь, Совет судей Украины настаивал, что первым этапом оценивания должно стать изучение судейского досье, ведь именно оно указывает на несоответствие лица занимаемой должности служителя Фемиды, тогда как его теоретические знания могут быть на должном уровне. Более того, председатель ССУ Валентина Симоненко указывала, что в случае неудачной сдачи экзамена судья обязательно должен быть направлен на повторное обучение в Национальной школе судей, и в таком случае государство может нести затраты на переподготовку лиц, которые по своим моральным качествам или иным признакам априори не соответствуют званию судьи.

Существование таких противоречий между Высшей квалифкомиссией и Советом судей привело к срыву сроков начала проведения оценивания. Но, так или иначе, представители других ветвей власти и общество требовали проведения «чистки» рядов служителей Фемиды, и после переизбрания Совета судей Украины был согласован вариант, предложенный ВККС. Что именно ожидает служителей Фемиды уже в ближайшее время, какие этапы оценивания утверждены, как оно будет происходить, а также что требуется от судьи, чтобы остаться на должности, выясняла «Судебно-юридическая газета».

Все по порядку

В первую очередь следует отметить, что каждого судью в ближайшее время ждет определенный «конкурс». Состоять он будет из трех этапов. Важно, что для перехода на следующий «уровень» судье придется успешно пройти предыдущий. На первом этапе предстоит сдать экзамен. В случае его успешной сдачи Высшая квалификационная комиссия приступит к изучению судейского досье. Если и тут удача будет на стороне судьи, т. е. его досье не будет содержать негативной и порочащей информации, далее его ожидает собеседование.

Первичное квалификационное оценивания судей местных судов будет проводить квалификационная палата ВККС, а судей Верховного Суда, высших специализированных и апелляционных судов – квалификационная и дисциплинарная палаты совместно путем формирования коллегий из трех членов по принципу смешанного представительства.

Тестировать

Стоит обратить внимание и на тот факт, что первичное квалификационное оценивание судей несколько отличается от обычного оценивания, проводимого ранее Высшей квалификационной комиссией. Служителям Фемиды не следует ожидать тестов на общее знание законодательства – в этот раз тестирование будет проводиться в форме письменного изложения судьей предложенных квалификационной палатой или коллегией ВККС устоявшихся правовых позиций Верховного Суда и практики Европейского суда по правам человека. Задания будут составлены на государственном языке и будут содержать вопросы для определения знания судьей правовых позиций ВСУ, начиная с 1 января 2012 г., а также практики ЕСПЧ. Перечень таких заданий Комиссия будет размещать на своем веб-сайте за 20 дней до проведения теста. Положением о порядке сдачи экзамена и методике его оценки во время квалификационного оценивания судьи установлено, что тестовые задания будут сформулированы однозначно, без вариативности их толкования, и должны содержать конкретную правовую ситуацию, для решения которой судье предстоит применить одну из правовых позиций ВСУ или ЕСПЧ.

Для проведения тестирования судьи соответствующей категории член квалификационной палаты или коллеги ВККС по принципу избирательности выберет из предложенного списка 2 тестовых задания, одно из которых позволит проверить знание судьей правовых позиций Верховного Суда Украины, а второе – практики Европейского суда по правам человека. Полученный в таком порядке набор утверждается квалификационной палатой или коллегией Комиссии и тиражируется в форме тетрадей в количестве, соответствующем числу судей, которые принимают участие в тестировании. В дальнейшем каждая тетрадь зашифровывается путем наклеивания специальных штрих-кодов, и на них не указываются никакие персональные данные судьи, что и обеспечивает анонимность тестирования.

Само тестирование будет проводиться в течение120минут. Заэто время судье предстоит изложить вписьменном виде предложенные положения из практики Верховного Суда Украины иЕвропейского суда по правам человека сучетом специализации судьи. Поистечению указанного времени судьи, проходящие тестирование, сдают тетради уполномоченному представителю, который проверяет правильность их оформления исоблюдение их целостности. Все тестовые тетради собираются уполномоченными представителями, после чего ими составляется акт закрытия пакета стестовыми материалами. Тетради иакт запаковывают вместе. Вслучае фиксирования во время тестирования нарушений со стороны судей уполномоченными лицами составляются соответствующие акты, которые запаковываются отдельно. Все материалы передаются квалификационной палате или коллегии Высшей квалификационной комиссии судей для дальнейшей обработки.

После получения пакетов стестовыми тетрадями уполномоченный представитель вприсутствии членов Комиссии осуществляет следующие действия: раскрывает пакет стетрадями, составляет акт оего раскрытии иначинает процедуру оценки результатов тестирования. Эта оценка проводится сприменением компьютерной техники ипрограммного обеспечения, которое позволяет вычислить результат, придерживаясь условий анонимности. Оценивание проводится каждым членом квалификационной палаты или коллегии ВККС вотдельности свыставлением ими оценок вэкзаменационной ведомости. Конечныйже результат тестирования выясняется после обсуждения ими результатов, проставленных вэкзаменационной ведомости судьи.

Важно, что как проведение тестирования, так иобъявление его результатов фиксируются спомощью прямой видеотрансляции врежиме реального времени.

Кудаже без практики!

Выполнение практического задания будет сведено кобсуждению на заседании смоделированной квалификационной палатой или коллегией Высшей квалифкомиссии судей практической ситуации, вт.ч. относительно процессуальных вопросов, собязательным учетом инстанционности испециализации судей исудов, вкоторых они работают. Практические ситуации для выполнения практического задания также будут составлены на государственном языке. Они будут содержать набор конкретных исходных данных ввиде ситуативного дела по вопросам юрисдикции соответствующего суда, на основании которого члены квалификационной палаты или коллеги ВККС во время экзамена моделируют практическую ситуацию для ее обсуждения с судей. Сами практические ситуации разрабатываются Высшей квалификационной комиссией судей иНациональной школой судей на основании судебных решений, принятых судами первой, апелляционной икассационной инстанций, которые вступили всилу инебыли изменены или отменены по результатам рассмотрения судами высших инстанций, атакже решений Верховного Суда Украины.

Всего для проведения экзаменов для каждой группы будет создано неменее 50практических заданий: по 10из гражданского, уголовного, хозяйственного, административного судопроизводства исудопроизводства по делам об административных правонарушениях.

Для формирования конкретного практического задания член квалификационной палаты или коллеги Высшей квалифкомиссии также по принципу избирательности берет из базы практическую задачу, которую судье предстоит выполнить. Задание будет выполняться судьей, исходя из его специализации, если она утверждена решением общего собрания судей суда, вкотором он работает, надлежащая копия которого должна быть предоставлена Комиссии непозднее, чем за 15дней до начала экзамена.

Стоит отметить, что несколькодней назад Высшая квалификационная комиссия судей разместила на своем официальном веб-сайте информацию онепредоставлении таких копий решений огромным количеством судов разных инстанций испециализаций. Если эти документы небудут своевременно предоставлены, судьям придется проходить практическуючасть экзамена вобщем порядке.

Для выполнения практического задания после его формирования судье предоставляется 30минут для подготовки кобсуждению предложенной ситуации счленами комиссии. Вэто время служители Фемиды могут использовать свои подручные материалы. Поистечению отведенного времени судьи по одному вызываются взал заседаний.

Обсуждение практического задания также фиксируется спомощью прямой видеотрансляции врежиме реального времени. Наэтом этапе Комиссия устанавливает способность судей проводить судебные заседания, выносить решения, отправлять правосудие всуде соответствующей инстанции испециализации.

Что дальше?

После проведения тестирования ивыполнения практического задания квалификационная комиссия проводит оценку судейского досье исобеседование со служителем Фемиды. Если судья успешно пройдет все эти этапы, он подтвердит, что занимает всистеме судопроизводства свое место. Еслиже нет, его ждет прохождения переподготовки вНациональной школе судей сдальнейшим повторным оцениванием, которое, ктомуже, будет проводиться уже вобщем порядке. Итолько вслучае повторного «провала» квалификационная палата ВККС принимает мотивированное решение онеподтверждении судей возможности отправлять правосудие вопределенном суде. Тогда Высшая квалификационная комиссия судей всоставе двух палат принимает решение онаправлении рекомендации вВысший совет юстиции для решения вопроса овнесении представления об увольнении судьи сзанимаемой должности за нарушение присяги.

***

Нельзя неотметить загруженность, которая ожидает всвязи спервичным оцениванием Высшую квалификационную комиссию судей. Если сегодня заседания палат или всего состава Комиссии проводятся несколько раз внеделю втечение целого дня, то вскором будущем работа членов ВККС может стать круглосуточной. Вместе стем, на них возложена важная миссия: они должны провести непросто оценивание, фактически очищение рядов служителей Фемиды от тех, кто недостоин носить гордое звания судьи.

Судьямже, которым такое оценивание предстоит пройти, необходимо как следует подготовиться: перечитать всю практику Верховного Суда Украины с2012г. иизучить решения Европейского суда по правам человека. Что касается выполнения практическойчасти заданий, то вход должна пойти вся база материального ипроцессуального права взависимости от специализации.

Первичное оценивание начнется уже через месяц, ивсе юридическое сообщество надеется на успешность его проведения идостижение главной цели– очищения судебной власти ивозобновления доверия кней. Врядах служителей Фемиды должны остаться только лучшие.

КОММЕНТАРИИ ЭКСКЛЮЗИВ

Ярослав Романюк, председатель Верховного Суда Украины

– Процесс квалификационного оценивания судей, определение его результатов и,собственно, принятие решений по конкретным судьям– это компетенция Высшей квалификационной комиссии судей Украины. Вовремя недавнего (12января) выступления вКонституционном Суде Украины председатель Комиссии Сергей Козьяков сообщил, что первичное квалификационное оценивание планируется начать уже 17февраля соценивания судей, которые обратились вКомиссию сзаявлениями опредоставлении им рекомендаций для избрания на должность судьи бессрочно.

Известно, что проходить оценивание судьи будут впорядке, предусмотренном законами Украины «Осудоустройстве истатусе судей» и«Обобеспечении права на справедливый суд», всоответствии сПорядком иметодологией квалификационного оценивания судьи, утвержденным Комиссией 21октября 2015г. (этот документ согласован Советом судей Украины 11декабря). Впроцессе оценивания судьи будут проверены на соответствие критериям профессиональной компетентности, атакже этическим иантикоррупционным критериям. И,безусловно, по результатам оценивания судебная система должна избавиться от тех судей, которые несоответствуют должности судьи по законодательству всфере предотвращения коррупции, атакже по критериям добропорядочности иэтики.

Но всеже главная цель квалификационного оценивания– неувольнение судей, аповышение качества осуществления правосудия. Оценивание направлено, впервую очередь, на выявление «пробелов» взнаниях судьи стем, чтобы помочь ему повысить уровень квалификации, пройти обучение. Наэтом принципе строятся ирекомендации международных профильных институций, очем говорится, например, взаключении Консультативного совета европейских судей №17 (2014) об оценивании судей, качестве правосудия иуважении кнезависимости судебной власти. Думаю, Комиссия будет учитывать соответствующие высокие стандарты и,принимая решения по результатам оценивания, будет помнить оглавной его цели, невзирая на то, какая информационная кампания развернется вокруг этого процесса.

Что касается влияния квалификационного оценивания судей на уровень доверия общества ксудебной системе, то определенный позитив, конечно, будет, ведь это оценивание– общественный запрос, ион нуждается вудовлетворении. Ноодним лишь оцениванием судей проблему низкого уровня общественного доверия ксудам, ксожалению, решить невозможно. Это проблема глубокая икомплексная, потому для ее устранения требуется широкий комплекс мер, применяемых постоянно ивыходящих за пределы оценки поведения судей.

Доверие граждан ксуду– это важная составляющая демократического государства иобщества. Это должны понимать, прежде всего, публичные лица, политики, представители органов власти. Икультивировать уважение ксуду, подавать обществу пример поведения вситуациях, которые касаются осуществления судами правосудия. Нона сегодняшнийдень некоторые политики, представители органов исполнительной власти нехотят этого понимать, продолжают ярко иоткрыто, но зачастую безосновательно критиковать деятельность судей, причем вуничижительной форме, навязывают обществу мнение отом, что всех без исключения судей следует уволить. Если процесс квалификационного оценивания судей будет огульно критиковаться, сопровождаться политическими заявлениями итребованием уволить судей, доверие кего результатам также может быть подорвано. Смоей точки зрения, Комиссии нужно быть готовой кэтому, подходить кквалификационному оцениванию индивидуально, взвешенно иобъективно инереагировать на провокационные заявления итребования.

Николай Онищук, ректор Национальной школы судей Украины

– Проведение первичного квалификационного оценивания судей сцелью принятия решений овозможности осуществления ими правосудия всоответствующих судах предусмотрено п.6 заключительных ипереходных положений Закона Украины «Обобеспечении права на справедливый суд». 11декабря 2015г. Совет судей Украины согласовал утвержденный Высшей квалификационной комиссией судей Украины Порядок иметодологию квалификационного оценивания судьи, атакже положение опорядке сдачи экзамена иметодику его оценки во время квалификационного оценивания. Указанные документы являются основой для проведения квалификационного оценивания судей.

Согласно названным документам, для проведения первичного квалификационного оценивания судей соответствующего суда (судов) Высшая квалификационная комиссия судей Украины будет принимать решения, вкоторых будут указываться, вчастности, сроки, график, место(а) ивремя проведения оценивания. Этапами квалификационного оценивания будут сдача судьей экзамена, исследование материалов его судейского досье исобеседование. Экзамен будет состоять из анонимного письменного тестирования ивыполнения практического задания. Тестирование будет заключаться вписьменном изложении судьей положений определенных комиссией правовых позиций Верховного Суда Украины ипрактики, которая содержится врешениях Европейского суда по правам человека. Выполнение практического задания предусматривает решение смоделированной практической ситуации сучетом инстанции испециализации суда, вкотором работает судья.

Соответствующие положения разработаны сучетом рекомендаций Венецианской комиссии иДиректората по правам человека Генерального директората по правам человека иверховенства права Совета Европы, которые всовместном заключении кЗакону Украины «Осудоустройстве истатусе судей» №801/2015 от 23.03.2015 указали, что объективность экзамена при оценке должна обеспечиваться его целевой, авнекоторых случаях индивидуализированной направленностью вотношении судьи, который его сдает. Субъектами первичного квалификационного оценивания судей будут коллегии, которые будут формироваться из трех членов Высшей квалификационной комиссии судей Украины по принципу смешанного представительства каждой из палат Комиссии, или ее квалификационной палатой (для судей местных судов).

К слову, недавно вСловацкой Республике также начался процесс оценки судей. Причиной его запуска стали: коррупция ивзяточничество всудебной системе, плохо обоснованные решения, волокита, семейственность внаборе новых судей, поощрения ищедрые бонусы лояльным судьям, злоупотребление дисциплинарными рычагами против нежелательных судей, атакже низкое общественное доверие ксудебной ветви власти. Как отмечают эксперты, целью проведения такой оценки является укоренение индивидуального подхода ксудье для того, чтобы покончить супрощенным представлением отом, что ошибка отдельного судьи является ошибкой всех судей. Такой акцент зарубежных коллег кажется очень правильным. Ведь из-за небольшого количества недостойных действия судей тень ложится на весь судейский корпус, что мы сейчас ярко наблюдаем вУкраине. Понашему мнению, втаком свете первичное оценивание должно восприниматься обществом исудьями некак способ расправы над последними, акак инструмент доказательства ими своей профессиональности идобродетельности, как того требует ситуация вобществе.

Кстати, по состоянию на октябрь 2015г. вСловакии оценку прошли 250судей высших судебных инстанций, ипочти все они набрали самые высокие баллы.

Валентина Симоненко, председатель Совета судей Украины

– Язнаю, что многие судьи, вт.ч. Верховного Cуда, боятся проходить оценивание. Когда судья отработал всуде 30лет, любой экзамен вызывает унего обеспокоенность. Якак судья тоже понимаю всю неординарность сложившейся ситуации.

Говорить оходе иперспективах первичного оценивания сложно. Думаю, проблемы могут возникнуть унекоторых судей, но те, кто работают честно идобросовестно, скорее всего, успешно его пройдут, хотя никто от ошибок незастрахован.

Что касается разговоров отом, что первичное оценивание судей будет способствовать очищению судейского корпуса, то уменя по этому поводу есть серьезные сомнения. Скажу прямо: яневерю, что оценивание кардинально исправит ситуацию всудебной системе. Необходимы действенные дисциплинарные меры. Если судья нарушил закон, должно следовать жесткое наказание. Само по себе оценивание мало что даст. Конечно, по результатам исследования судейских досье можно будет уволить ряд дискредитировавших себя судей, однако это будет лишь полумерой, полного очищения неполучится.

Если говорить опрактике, когда всем судьям нужно будет ехать вКиев, чтобы пройти оценивание, то удобной ее назвать сложно, поскольку им придется выделять средства на командировки, т. е.деньги налогоплательщиков.

Мария Мисюра

Судебно-юридическая газета. – 18 января 2016. – № 1 (319)

Перейти на початок