Версiя для друку

Кадры лишают всего. Если законодатели не примут меры, то в ноябре 2015 года резерв будущих судейских кадров уменьшится наполовину, а в декабре 2016-го полностью опустеет

Помните фото экзаменационных столов, аккуратно расставленных, словно фигуры на шахматной доске, в одном из столичных выставочных центров? А фото тысяч молодых людей под стенами того же помещения с кодексами в руках, ожидающих своей очереди на регистрацию? Так несколько лет подряд юристы, претендующие на должности судей, сдавали экзамены. Именно так проходило формирование судейского корпуса по новым на то время правилам. Как бы сейчас ни сетовали на предыдущий состав Высшей квалификационной комиссии судей Украины (ВККСУ), к ее чести, экзамены кандидатов проводились с размахом. Но сейчас об этом как будто забыли.

Одни из первопроходцев новой процедуры отбора (которая, к слову, со временем только усложнялась) уже вершат правосудие, другие, только примерив судейскую мантию, успели разочароваться и все бросить, а третьи— с рекомендацией ВККСУ о назначении на должность, но без соответствующего президентского указа оказались в очень интересном положении, именуемом «резервом на замещение вакантных должностей судей».

Ввиду отсутствия видимых перспектив в судебном реформировании все громче звучат радикальные предложения, сводящиеся, как правило, к «тотальному обновлению судейского корпуса». Представим на минуту, что такой сценарий реализован и около 8 тысяч судей уволены или отстранены от должности. Говоря о «наследниках», радикалы вспоминают о кандидатском резерве. Ан нет, стоп. Тотальные реформаторы и к ним имеют претензии, связанные в основном с периодом наполнения резерва (мол, избирались кандидаты в период правления некой «команды»), и предлагают его «обнулить».

Приведем в пример ставшие недавно популярными петиции. Петиция, призывающая «полностью обновить судейский корпус по примеру патрульной полиции, открыв прозрачный конкурс на каждую должность судьи» набрала уже свыше 27тысяч голосов. В то же время другая петиция— «относительно недопущения безосновательного расформирования судейского резерва и судейского корпуса»— 1313голосов (данные на момент написания статьи).

«Отцы» судебной реформы, рассказывая о своем детище, постоянно акцентировали внимание на «новых прозрачных правилах отбора судей». Закон Украины «Об обеспечении права на справедливый суд» полностью обновил редакцию Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей», и что мы имеем нового в процедуре отбора? Переименование этапов отбора кандидатов, увеличение от 6 до 12месяцев срока специальной подготовки кандидатов в судьи в Национальной школе судей Украины и отказ от заочной формы обучения. Каких-то радикальных новшеств нет. Видимо, существующие ранее правила отбора зарекомендовали себя хорошо. Но об этом ныне также почему-то не вспоминают.

Мало говорят и о той тысяче с лишним кандидатов, которые прошли жернова отборочного процесса и, оказавшись заложниками ситуации, остались в резерве Комиссии. Почему заложниками ситуации? Да потому, что без оглашения конкурса Комиссией они не могут претендовать на судейскую должность. Их время истекает, ведь норму о том, что результаты квалификационного экзамена действуют только три года, никто не отменил. Не стоит забывать и о том, что постреволюционным законодательством на девять месяцев была приостановлена работа ВККСУ. Уже почти год Комиссия работает, но к новым кадрам ее руки доходят с трудом.

В парламенте зарегистрировано несколько инициатив, усложняющих или, наоборот, упрощающих жизнь кандидатов-резервистов, но, похоже, что кроме самих резервистов до этих инициатив никому нет дела. Хотя, может, это впечатление ошибочное и парламентарии опомнятся, как только стихнет избирательный ажиотаж.

В Законе Украины «Об обеспечении права на справедливый суд» о кандидатах-резервистах говорилось мало. В последнем пункте переходных положений указывалось, что для кандидатов на должность судьи, которые были зачислены в резерв и на протяжении трех лет со дня зачисления в резерв не подали заявления об участии в конкурсе на занятие вакантной должности судьи, в случае окончания указанного трехлетнего срока в период с 11апреля по 21декабря 2014года включительно, результаты их квалификационного экзамена считаются действительными на протяжении 90дней со дня вступления Закона в силу. Фактически эта норма касается только кандидатов первого отбора, которые квалификационный экзамен сдали еще в июне 2011-го.

22июля с.г. в парламенте зарегистрирован законопроект №2429а «О внесении изменений в Закон Украины «Об обеспечении права на справедливый суд» (относительно обеспечения наполнения резерва на замещение вакантных должностей судей)» народного депутата Украины Геннадия Кривошеи. Его предложение лаконично: изменить последний пункт Закона и предусмотреть, что экзаменационные результаты кандидатов, находящихся в резерве по состоянию на 11апреля 2014года, считаются действительными на протяжении 425дней после истечения трехлетнего срока.

В пояснительной записке к законопроекту г-наКривошеи приводятся интересные данные: по состоянию на 14мая 2015года в резерве кандидатов на должность судьи впервые пребывало 1197лиц, в их числе— 16претендентов первого отбора (срок пребывания в резерве истекает 29июня 2015года), 638— второго (срок пребывания в резерве истекает в ноябре 2015-го) и 543— третьего (срок пребывания в резерве истекает в декабре 2016-го).

Другая инициатива— законопроект №2429а-1 относительно продления действия результатов квалификационного экзамена для назначения на должность судьи— датирована 3августа с.г. Ее автор, Валерий Писаренко, предлагает на восемь месяцев продлить срок действия результатов квалификационного экзамена кандидатов-резервистов.

Обе законодательные инициативы в принципе отвечают интересам кандидатов-резервистов. Есть еще законопроект №2358а «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования отдельных положений законодательства по вопросам судопроизводства» народного депутата Украины Руслана Князевича, который, кроме злободневных вопросов квалификационного оценивания судей, решает вопрос резервистов, однако не в их пользу.

Законопроект №2358а предусматривает, что кандидаты, зачисленные в резерв на замещение вакантных должностей судьи до 28марта с.г. (до вступления в силу Закона Украины «Об обеспечении права на справедливый суд»), участвуют в конкурсе на замещение вакантных должностей судей на общих основаниях при условии сдачи ими квалификационного экзамена после вступления в силу Закона и по результатам только такого экзамена. Рекомендации и материалы ВККСУ о назначении кандидатов на должность судьи впервые, поданные в Высший совет юстиции до дня вступления в силу Закона, подлежат возврату в Комиссию. Кандидаты, рекомендованные ВККСУ для назначения на должность судьи впервые, но не назначенные на должности судей до вступления в силу Закона, повторно сдают квалификационный экзамен в порядке, предусмотренном Законом, и участвуют в конкурсе на замещение должности судьи в соответствии с результатами такого экзамена.

Ближе к принятию все же законопроект №2358а— он был даже включен в повестку дня пленарного заседания 9октябряс.г., однако народные избранники не приступили к его рассмотрению. Следующая пленарная неделя стартует 3ноября, а 12ноября, как уже отмечалось, резерв кандидатов в судьи уменьшится вдвое.

К сожалению, нам не удалось получить комментарий ВККСУ по поводу двух основных вопросов: как ВККСУ рассматривает возможность продления срока пребывания кандидатов в резерве, хотя бы на срок вынужденного «простоя», и будет ли предоставлен шанс кандидатам второго отбора принять участие в конкурсе на замещение вакантных должностей судей до истечения трехлетнего срока.

Видимо, сначала в этом вопросе должны сказать свое слово парламентарии. Хотя одного слова тут недостаточно— пора предпринять какие-то шаги.

Кристина Пошелюжная

Юридическая практика. – 27.10.2015. – №43 (931)

Перейти на початок